Мы продолжаем беседу с голосом и лирикой группы «Мантра» Никой (man-tra) Ратомской. Первая часть интервью — здесь
— Кто из мира музыки оказал на тебя наибольшее влияние?
Первым человеком, который потряс меня как смерть злодея Нефирита в Сейлормун, была Селин Дион. Я знала ее еще до того момента, как она получила свой Оскар за саундтрек к «Титанику». Воистину, это удивительная певица. И дело даже не только в уникальных данных, а в том, как сложилась ее творческая судьба. Нет в мире второго артиста, для шоу которого в Лас-Вегасе построили бы персональный театр и который бы при всей своей занятости родил бы еще троих детей и ни разу не выходил на сцену в нижнем белье, как это в большинстве случаев принято в современном шоу-бизнесе.
Вторым человеком был Борис Гребенщиков. После первого концерта Аквариума в моей жизни, я еще недели две пребывала в космосе, неустанно бормоча себе под нос с упорством религиозного фанатика, что все уже написано…
Многие упрекают БГ за отсутствие вокальных данных. Но не стоит забывать, что при всем при этом Гребенщиков – единственный человек на нашей отечественной сцене, который всегда собирал вокруг самых сильных музыкантов. БГ – это артист с большой буквы, который никогда не оставался в рамках одного жанра, никогда не боялся экспериментировать и который до сих пор обладает колоссальной духовной силой и обаянием. Не каждый российский артист играл концерт в Карнеги Холл и уж тем более ни у кого нет прижизненного Реквиема, слушая который, плачешь от радости.
Я говорю сейчас об Оратории «Семь песен» о Боге, которую Борис Борисович написал совместно с композитором Андреем Микитой. Широте сознания и фантазии этого человека следует учиться до того, как берешь в руки гитару.
— Кто на тебя оказал наибольшее влияние не из мира музыки?
Пожалуй, это была моя мама. Даже если не брать в расчет, что это была именно МОЯ мама, второго такого человека я не встречала за всю свою жизнь. Ее уже давно нет в живых, но о ее жизни можно писать легенды. Именно легенды, потому что в правдивость большинства всех произошедших с ней историй не поверит ни один здравомыслящий обыватель. Нетривиальность ее мышления и уникальность поступков поражала людей независимо от возраста, национальности, вероисповедания и в принципе способности понимать русский язык. Ее судьба была настолько яркой, что легко бы затмила любую из биографий, если бы кто-нибудь догадался, чем все это кончится и записывал бы за ней с ее детства. Когда-нибудь я расскажу о ней все. И это будет бестселлером.
— Участвуешь ли ты в творческих тусовках или ты по натуре скорее одиночка? Если участвуешь — то в каких?
читать дальшеЯ в них не просто участвую. Я их делаю. За последние четыре года в Мантре переиграло такое количество музыкантов, что из них в пору собрать камерный симфонический оркестр имени меня.
Плюс ко всему я никогда не циклилась исключительно на музыке. И у меня нет фанатов – у меня есть друзья, каждый из которых в свое время присоединился к Мантре и сделал что-то хорошее. Я повторюсь, что Мантра – это не просто музыкальный коллектив, это культурное сообщество, в котором есть место абсолютно каждому независимо от его рода занятий. Мы играем концерты, ставим музыкально-поэтические спектакли, делаем квартирники, чтения, снимаем клипы… Мантра – это образ жизни. Все об этом образе есть в нашей группе в контакте - vk.com/man_tra и на официальном сайте – man-tra.ru
— Как ты поддерживаешь себя в хорошей физической и психологической форме между концертами?
Я не ем мяса, не пью, не курю, не употребляю наркотики, у меня есть семья, четыре кота, велосипед, друзья в Консерватории и гамак дома, в котором я лежу и читаю книги.
— В каких условиях лучше всего удается творчество: когда есть четкий дедлайн или когда ничего не давит и не мешает?
У нас всегда четкий дедлайн. График мероприятий расписан как правило на сезон вперед, плюс в нем постоянно появляются незапланированные концерты, поэтому работать приходится постоянно. Плюс я занимаюсь музыкой каждый день. За очень редким исключением.
— Кем ты мечтала стать в детстве?
Тем, кем и становлюсь. И еще космонавтом, конечно, же. Только при всей моей любви к космонавтике, меня в нее не возьмут. Мой персональный ад – это детская каруселька. Меня тошнит даже на качелях.
— С какими людьми тебе легче всего и труднее всего сходиться?
Сходиться с людьми – моя работа. Поэтому в ней нет исключений.
— Как ты выстраиваешь отношения с поклонниками твоего творчества? Общаешься близко или держишь на расстоянии?
Я уже говорила и повторюсь: у меня нет поклонников, у меня есть друзья. Я никогда не пренебрегаю живым общением, и меня искренне удивляет, когда по прошествии концертов кто-нибудь пишет мне, что было круто, но он или она постеснялись подойти, потому что вокруг меня была толпа. И где они там толпу видят? Я ж не на стадионах выступаю…
Я очень открытый человек. Бывает так, что слушатели впоследствии приходят ко мне заниматься вокалом или композицией к Марине.
— Какой самый трогательный подарок или поступок поклонников тебе запомнился больше всего?
Таких поступков очень много. Даже сложно выбрать что-то конкретное…
У меня много совершенно удивительных поклонников, которые впоследствии стали моими друзьями, но при этом продолжают ходить на концерты, хотя, казалось бы, - они-то что там не слышали?
У меня есть подруга, Ма. Все началось с того, что она написала обо мне рецензию перед предстоящим концертом. Я разыскала ее в Матрице, поблагодарила. Она пришла на тот концерт со свежей выпечкой для меня и моих музыкантов и с тех пор каждый раз приносит на концерт что-то новое, свежеиспеченное. Иногда звонит перед концертом и оглашает меню на выбор. Ни разу не повторилась ))
У меня есть подруга в Квебеке (это франкоязычная Канада). Она ничего не понимает в текстах, но с удовольствием слушает нашу музыку. И вот как-то она приехала к нам в гости со своего далекого материка, чтобы попасть на наш концерт. Специально планировала поездку, чтоб уложиться в срок. За день до концерта ей позвонил истерящий бойфренд, вереща в трубку, что к ним пришел судебный пристав и велит в считанные часы выметаться из съемной квартиры со всем скарбом и не могла бы она вернуться… На что Каролин спросила его: «Дорогой, ты что – дурак? Я что по-твоему зря планировала поездку, чтобы вот так просто уехать и не послушать их живой концерт?!»
У меня есть друзья Сережа и Маша. Мы познакомились случайно благодаря нашей песне Гарри Поттер жив. Я прочитала в Матрице Сережин пост о том, что было бы здорово услышать эту песню в хорошем качестве, как вот было на нашем живом концерте на радио Маяк. А альбом тогда еще не вышел. Посоветовавшись, мы с Маринкой нашли Сережу в соцсети и в качестве новогоднего подарка отправили ему студийную запись этой песни. С тех пор их семья стала частью нашей мантражизни. И мы обожаем ходить друг к другу в гости. Недавно они привели к нам на концерт своего сына. Это было для меня настоящим подарком. А еще в этом году на мой день рождения мои друзья художники, писатели и поэты, с которыми я тоже познакомилась в процессе концертов и с которыми и для которых не раз выходила на сцену написали для меня книгу сказок. Настоящую книгу. Настоящих сказок. И представили ее мне во время праздничного концерта. Сначала я не поверила. А потом расплакалась.
— Есть ли различие в том, какие люди приходят на твои концерты в зависимости от города? Если да, то какие?
Это всегда очень внимательные и умеющие слушать люди. И они всегда очень разных возрастов. Как в принципе и люди в Мантре.
— Подводишь ли ты в конце года или к дню рождения итоги? Если да, то понравились ли эти итоги в последний раз, когда ты их подводила?
Подвожу, разумеется. В конце года. Мой год делится на два концертных сезона – зимне-весенний (с января по май) и осенний (с сентября по Католическое Рождество). Летом у нас , как правило, съемки и подготовка материала. Каждый декабрь я делаю для себя маленький фотоальбом со всеми яркими событиями за прошедший год, чтобы видеть наглядно, что мы сделали.
Как правило, я довольна результатом. Потому не вижу смысла что-то делать, если ты не получаешь от этого удовольствия. Конечно, всегда присутствует страх, что мы «хуже, чем можем», но обычно я гоню его поганой метлой. Потому что в любом перфекционизме всегда есть что-то от серийного маньяка. И надо всегда уметь абстрагироваться от достигнутого и начинать делать что-то новое.
— Что для тебя страшнее всего потерять в жизни? Ее смысл.
— В чем ты видишь смысл своего творчества?
Помогать людям обретать друг друга. Мантра – это не только образ жизни, но и безразмерная кухня, на которой есть место для каждого. И наши слушатели знают этот секрет.
— На каких инструментах ты играешь и какие тебе хотелось бы освоить дополнительно?
Я играю на гитаре и на пианино. Немного на скрипке. Очень бы хотела освоить все эти инструменты на профессиональном уровне. Особенно скрипку. Полагаю, на это уйдут десятилетия.
— Что в жизни тебе дает опору в трудные минуты?
Любовь близких и постоянная работа над собой. Даже когда совсем не хочется.
— Бывают ли такие дни, когда на сцену выходить решительно не хочется, а надо? Как ты справляешься с этим состоянием?
Еще как бывают! Особенно, когда ты понимаешь, что независимо от приложенных тобой усилий организация подкачала. Чаще всего это касается звука. Звук, который слышат люди в зале всегда радикально отличается от того, который мы слышим на сцене из-за особенности акустики помещения. Большинство московских концертных площадок априори не предназначены для живых выступлений. Но администрация кладет на это с прибором, потому что люди попьют пивка и им станет пофигу, как и что там звучит. Главное, чтобы – громко.
Иногда, уже находясь на сцене во время концерта, мы слышим такой фарш, что мне откровенно хочется с нее сбежать. Тогда я закрываю глаза и просто думаю о том, что у меня абсолютный слух и что все эти ноты я знаю наизусть, а сзади меня – обыкновенный пылесос и я под него пою. Когда поешь дома под пылесос тебе не нужны ни клавиши, ни скрипки с виолончелями. Главное - барабанщик задает темп. А барабанщика слышно всегда)
— Как ты попала на дневники?
Я зарегистрировалась для того, чтобы читать дневник подруги. Потом попробовала писать сама. И вот – не могу остановиться )
— Каким было первое впечатление от ресурса? Изменилось ли оно?
Мне искренне нравятся дневники. Здесь все просто и удобно. К тому же благодаря этому ресурсу я нашла много близких людей. Причем некоторые из них сами не были пользователями. Они так или иначе вышли на мой дневник по самым неожиданным запросам из поисковиков. А затем почитали и стали заходить в гости не только в дневник.
— Какую роль дневники играют в твоей жизни?
То, что записано в моем дневнике – я хочу помнить всегда. Моя жизнь – это непрестанный карнавал, который я генетически унаследовала от мамы. Многие события я забываю уже на следующий день, потому что на следующий день со мной, как правило, происходит что-нибудь не менее неординарное. Порой я просто заставляю себя писать. Потому что все это действительно важно. Мне нечасто оставляют комментарии, потому что я писучая, как дедушка Ленин, и для большинства людей прочитать столько букв за раз сложно. Это нормально. Я сама не могу подолгу читать чужие излияния.
Но порой мне пишут в личную почту незнакомые люди, признаваясь в том, что, читая мои записи, они хотят или начинают заново жить, что они во что-то верят. Люди благодарят меня за то, что я столько пишу и за то, что вообще все это пишу. Порой мне становится страшно, потому что я-то пишу, порой не задумываясь, что и зачем. А потом эти строчки меняют чью-то жизнь. Это огромная ответственность, а я там матерюсь через слово…
— Если бы ты могла поговорить с собой пятилетней, что бы ты себе сказала с высоты прожитых лет?
Все для тебя, Золушка!
— Планируешь ли ты когда-нибудь писать мемуары?
Мой дневник по сути и есть мои мемуары. В юности я вела рукописные дневники. Вообще я записываю за людьми с пятого класса. Правда, иногда я имела привычку уходить в деструктивные размышления о том, что моя жизнь не удалась. В какой-то момент я нашла один из таких дневников. Я прочитала его и поняла, что это совсем не то, что я хотела бы помнить о себе, когда единственное, что я смогу делать – это читать или слушать. С тех пор я отношусь ко всему с юмором и стараюсь записывать больше событий. События эти складываются в диалоги. Сказанное и услышанное – в мысли. И таким образом получается отличный способ от души поржать над собой через пару лет.
— Какой самый частый мотив твоих снов?
Я вижу миры. Сказочные миры, в которые в детстве во сне водил меня мой папа. Мы встречались в условленный час в условленном месте и отправлялись в незабываемые странствия по неведомым живым людям мирам. Там были маленькие гномики на трехколесных велосипедиках, синие дома с крышами из цветов, деревья со стеклянными ветвями, говорящие птицы с золотыми крыльями и много других чудес.
И еще я вижу свою дачу, на которой проводила лето в детстве и которую с удовольствием отобрали у меня родственники, после смерти моих родных. Там все осталось таким, каким я помню. Там на кухне всегда горит огонь на плите и бабушка печет яблочный пирог. Он всегда готов к моему приходу. И если я голодна, я могу попить чаю и посмотреть фотографии из наших семейных фотоальбомов в дорогих кожаных переплетах, которые я никогда не видела.
Все мои путешествия начинаются с той кухни. Когда мне плохо и одиноко, я прихожу туда. И там я чувствую себя дома. Так, как если бы никто никогда не умирал.