Сегодня с нами профессиональные Арт Фотографы Ваяма (WA) и Лелик (LE) — две стороны медали творческого тандема WAxLE— Когда и как сформировался ваш творческий дуэт?В: Не скажу когда, ибо это происходило постепенно. Бывает такое, что ты загораешься какой-то идеей, а рядом есть человек, который не только её разделяет, но которого она также, если не сильнее, захватывает. И тогда идея становится чуточку общей и загорается чуточку по-новому. И ты думаешь, что ведь так и было на самом деле, что так лучше. Просто два человека, у которых есть что-то общее во взгляде, но в то же самое время разное настолько, чтобы не было скучно. Иногда это здорово, когда человек заканчивает начатую тобою фразу, к примеру, или читает твои мысли, и ты думаешь, что вы просто созданы друг для друга. Но иногда гораздо интереснее услышать в продолжение что-то совершенно новое. О чем ты не думал, что на первый взгляд может показаться неподходящим, что обретёт смысл только спустя какое-то время, после жарких споров и дискуссий. Не всегда так драматично, конечно. Но это приятная особенность, случается. Многие наши проекты рождаются из пламени. Наверное, это нам изначально друг в друге и понравилось. Прижилось.
Л: Мне кажется, что мы творили вместе всегда. Знаете, это когда ты находишь свою половинку, и вместе вы образовываете единое целое. Вот и я могу сказать что наша работа строиться на взаимоподдержке, понимании и вере в то, что все возможно, если ты работаешь с командой профессионалов. Каждый вносит свою важную лепту в процесс. Для меня такой лептой может даже быть простая моральная поддержка со стороны.
— А само увлечение фотографией с чего началось?читать дальшеВ: Я училась в школе, когда у меня появился фотоаппарат. Кодак. Старенький, но родной и любимый – только мой. И, конечно же, каждый угол, каждый бездомный кот, каждая скорченная рожа обрели новый смысл. После печати, разумеется, всё это уже совсем не было похоже на шедевр. Но всё равно хотелось нажимать заветную кнопочку. Куча альбомов, отснятой плёнки, ничего особенного.
А потом мы познакомились с Л. Мне раньше казалось, что я человек творческий, но в итоге оказалось, что не так чтобы очень. У неё тогда появился фотоаппарат, чуть более продвинутый. И им не хотелось бездумно пользоваться. И оказалось, что делая фотографию, можно работать со светом, выстраивать кадр, использовать фильтры. Захотелось тратить на один кадр по полчаса, а то и больше. Не сразу получалось, как хотелось. Но процесс был более чем увлекательный.
Л: Вопрос, вроде, простой, но, с другой стороны, сложный для меня. По прошествии многих лет мне кажется, что я всегда наблюдала за миром через призму объектива.
Фотоаппараты всегда были у меня в руках. Мне было важно фиксировать моменты нашей жизни, интересно было наблюдать за людьми. Иногда в метро я не могу заставить себя оторвать взгляд от сидящего напротив человека. Люди завораживают меня своей неповторимостью. Своими деталями. И именно это я люблю отображать в своих работах. Неуловимую неповторимость каждого, с кем мы работаем.
Мое увлечение фотографией началось достаточно давно. Первый мой серьезный фотоаппарат был мне подарен в 1999 году. Мы начинали работать с пленочным фотоаппаратом, потом на смену ему пришла цифра. И я очень долго не могла себя побороть и увидеть плюсы в цифровой фотографии. Потому что для меня всегда было важно правильно выстроить композицию, поработать со светом и моделью. Цифровая техника дает сейчас больше возможностей для быстрой обработки. Мы же стараемся как можно меньше работать с фотошопом. Моя первая задача в подготовке кадра — это сделать все так, чтобы потом было как можно меньше коррекции. Но сейчас мы видим все плюсы и минусы цифры. Техника не стоит на месте, она развивается, позволяя придумывать что-то новое в фотоискусстве.
— Что отличает фотографа от «человека с фотоаппаратом»?
Л: Сложный вопрос. Иногда человек, не считающий себя фотографом, может сделать великолепные снимки, а человек, получающий за фото-дело деньги – может снимать достаточно посредственно. В наше время многие, у кого хороший фотоаппарат, считают себя фотографами, но это не так. Фотограф, как мне кажется, это тот человек, который не просто нажимает кнопочку, а тот, который умеет при помощи фотоаппарата сделать что-то необычное.
В: Не думаю, что эти два понятия как-то сильно отличаются. Если слишком зацикливаться на этикетках, то можно забыть о содержании. Если человек делает хорошие фотографии, живёт этим, обладает талантом, то какая разница – матёрый он фотограф или фотоаппарат впервые в руки попал?
— Расскажите, как формировался ваш фирменный стиль.
Л: Мой стиль — это мое мировосприятие и мой взгляд на человека в целом. Каждый из нас уникален по-своему. Я смотрю и вдохновляюсь тем, как люди двигаются, вижу их неповторимые детали, которые дала им природа. У нас у всех есть свои оттенки и фактуры, которые мне интересно передать посредством фотографии. Уловить эту неповторимость. Раскрыть оборотную сторону. Запечатлеть и, может быть, добавить чуть чуть своих красок. У меня за плечами художественный лицей, театр и даже работа в кино. Наверное, именно все эти три сферы искусства дали мне возможность снимать сегодня так, как я снимаю. Поэтому стиль – это, в первую очередь, ты сам, познавший то, к чему ты продолжаешь стремиться.
— Ваша специализация на портретах — это выбор, основанный на спросе, или же это личное творческое предпочтение?
В: Тут все немного сложно, ибо нужно уметь трезво оценивать свои возможности. Иногда хочется и нравится снимать одно, а получается совсем другое, так вот тут необходимо понять, что будешь делать дальше – брать упрямством или же совершенствоваться в том, что лучше получается. Это не значит, что мы занимаемся только портретами, и не значит, что нам их делать не хочется. Просто нужно уметь полюбить то, чем занимаешься. К тому же, в последнее время больше всего идей рождается именно для портретов, о чем-то это да говорит.
Л: Я люблю людей и мне интересно трансформировать их в кого-то другого, при этом стараясь не упустить их собственную индивидуальность.
— A что, на ваш взгляд, самое сложное в съемке людей?
Л: Определение того, что подходит человеку, а что нет. Люди все разные, как внешне, так и характерно. К каждой из наших моделей у нас свой собственный подход. Для менямработа со сложным типажом – это большая радость. Немного полные, слишком худые, с длинным носом или не очень классической формой лица. Я люблю сложную внешность. Такие люди очень часто наталкивают меня на очень и очень интересные идеи. Поэтому мы работаем как с профессиональными моделями, так и с теми, кто снимается впервые.
В: Настроение и расположение, мне кажется. Нужно уметь настроиться на одну волну. Модели должно быть комфортно на съёмках, как и фотографу. Настроение – это неотъемлимая часть процесса, если его нет, то и лица будут деревянные, и сами фотографии — вкривь и вкось. Но никогда не нужно забывать, что СЛИШКОМ хорошее настроение — тоже далеко не залог успеха. Важно найти золотую середину.
— Известные фотографы оказывают на вас влияние? -
В: Какие-то конкретные фотографы, пожалуй, нет. Довольно-таки сложно любить и восхищаться кем-то одним — мне, во всяком случае. Хотя бы даже потому, что мои взгляды могут разниться от их. Мне не всегда нравятся новомодные течения. Иногда даже кажутся довольно-таки пафосными. В последнее время это встречается чаще, чем мне хотелось бы. Бывает так, что за очень красивой и глубокой картинкой я не чувствую никаких эмоций. Вовсе не потому, что их нет. Потому что я чувствую по-другому.
— В конкурсах участвуете?
Л: Было и такое дело. Дважды участвовали в открытом проекте «Сушка» в Петербурге и Москве. Наши работы уезжали на выставки в другие города и страны. Но, если честно, я никогда не пишу и не говорю о подобных вещах. Никогда не рассказываю о публикациях в журналах своих фотографий — как коммерческого фотографа. Я бы сравнила творческого человека с монетой, у которой две стороны. Именно поэтому мне важно, чтобы люди видели то, что важно для меня, а не то, что покупают мои заказчики. Эти работы чаще всего отличаются друг от друга.
— Бывает ощущение, что, наблюдая мир сквозь фотоаппарат, вы упускаете непосредственное, прямое участие в реальной жизни?
В: Почему упускаем? Большую часть времени мы проводим именно в реальности, наблюдая, изучая, интересуясь, чтобы потом взять фотоаппарат и эту реальность запечатлеть.
Л: Интересный вопрос) Я смотрю очень много фильмов и часто у меня в голове возникает похожий вопрос: «А не упускают ли актеры, отыгрывающее чужие жизни, свою собственную жизнь?» Отвечу просто. Нет, я не считаю, что создание иных образов и миров — это потеря своего собственного. Фотография — это часть моей жизни, которая так же важна мне, как и моя реальная жизнь. Они дополняют друг друга. Именно из реальной жизни я черпаю вдохновение для работы с людьми и их перевоплощений перед объективом камеры. Тем более, именно фото- и кино искусство позволяют нам сохранить моменты нашей жизни на долгие годы и века. Поэтому, ловя момент в объектив фотоаппарата, ты оставляешь его в вечности.
— Если бы вы не занимались фотографией, чем бы вы занимались?
В: Чем бы я не занималась, я бы всё равно рано или поздно пришла бы к фотографии. Потому что я такой человек. Это моя ниша. Мне в ней интересно. Если бы фотографии не существовало в принципе, то, возможно, я бы её придумала.
Л: Ну, если честно, то я бы занималась фотографией) Потому что мой путь к фотоискусству шел и через анимацию, и через игру в театре, и через работу в кино. Всем этим я могу заниматься и по сей день. Но лишь пройдя все эти ступени, я поняла, что в фотографии я могу синтезировать и мое умение рисовать, смешивать краски, отрисовывать детали, строить правильно композицию, подбирать правильные костюмы и делать необычные прически. Могу организовать съемочный процесс и расставить всех и все по своим местам. Так что, если уж не фотограф, то, скорее всего, домохозяйка. Потому что только эти женщины могут все и сразу)
— Спасибо, что позволили заглянуть в ваш мир и познакомиться с вами поближе! Вдохновения вам, творческих сил и огромного профессионального успеха.
Фотография в заголовке: (с) <Nisa>